Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Епитимия при разводе

Поводы к разводу в Византии

Общим определением расторжения брака в римском и византийском праве является формулировка из свода законов «Дигесты» Юстиниана: «Брак прекращается разводом, смертью, взятием в плен или другим случаем рабства одного из них (супругов)», причем плен и рабство по своим последствиям приравнивались к смерти [10].

Первой и основной причиной развода в Византии был упомянутый в Евангелии (Мф. 5:32, Мф. 19:9) развод на основании прелюбодеяния. Однако византийские церковные и государственные законы предусматривали и другие основания для развода. 117-я новелла Юстиниана допускает 7 поводов для расторжения брака. Они изложены в толковании Вальсамона на 5 апостольское правило, в «Алфавитной Синтагме» Матфея Властаря (буква Г «По каким причинам расторгается брак»), а также в сборнике законов «Василики» [11].

Всего в Византии в разные периоды истории применялось до 30 поводов к разводу, причем многие из них не вошли в общепризнанные канонические сборники. «Как в «Номоканоне», так и в новелле Юстиниана различают разводы обоюдные и односторонние. Разводы односторонние, в свою очередь, делятся на разводы по вине одного из супругов и без вины»[12].