Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Бухгалтерский учет канцелярских товаров

Как правильно вести учет канцтоваров

При этом в учете формируется запись по дебету учета затрат (26, 44) и кредиту счета расчетов (60, 76). Ни один из предложенных способов не позволит выполнить требования ПБУ 5/01, ведь все предприятия в учете должны сформировать полную и достоверную информацию о запасах канцтоваров и обеспечить контроль за их наличием и движением.Более того, нарушение методологии учета приведет к нареканиям со стороны налоговых органов, ведь вычет по НДС в отношении приобретенных материалов можно получить только после принятия их к учету.Из всех перечисленных видов отражения в бухучете купленной «канцелярки» наиболее приемлем тот, при котором материалы делят на однородные группы, ведь согласно п. 3 ПБУ 5/01 «в зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей МПЗ может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.

.

Канцелярские товары: учет поступления и списания

Канцелярские товары являются одними из наиболее распространенных товаров, приобретаемых всеми государственными (муниципальными) учреждениями. Такие товары нужны для работы всех отделов учреждений. Поэтому нелишним будет напомнить о том, как учитывать подобные товары в целях бухгалтерского и налогового учета.

В соответствии с Инструкцией N 157н <1> канцелярские товары могут быть отнесены как к основным средствам, так и к материальным запасам. Основным критерием отнесения канцелярского товара к тем или иным объектам нефинансовых активов является срок его полезного использования. Если он больше 12 месяцев, то товар является основным средством, если меньше — материалом. Например, такие товары, как дырокол, степлер, антистеплер, ножницы, лотки для бумаги, используются в деятельности учреждения более года, поэтому их следует учитывать в качестве объектов основных средств, а бумага, ручки, карандаши, маркеры, которые служат менее года, учитываются как материальные запасы.

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв.

Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Как правило, гарантийный срок использования (срок эксплуатации) канцелярского товара, рекомендуемый изготовителем, указывается на его упаковке либо в соответствующих сертификатах на товар, поэтому при приобретении товара следует внимательно изучить инструкцию по его использованию, а также иные данные о товаре, прописанные изготовителем.

Если сведения о сроке полезного использования отсутствуют и в документах производителя, его можно установить комиссионно с учетом ожидаемого срока использования этого товара.

Кроме того, в учетной политике можно закрепить положение о том, что все недорогостоящие канцелярские товары (к примеру, стоимостью до 1000 руб.) следует признавать материальными запасами. Также можно привести перечень канцелярских товаров, в отношении которых учреждение установило срок полезного использования более 12 месяцев (то есть товаров, относящихся к объектам основных средств).

Итак, в бухгалтерском учете канцелярские товары отражаются на следующих счетах (п. п. 5, 21 Инструкции N 162н <2>, п. п. 8, 31 Инструкции N 174н <3>, п. п. 8, 31 Инструкции N 183н <4>):

  • 0 101 38 000 "Прочие основные средства — иное движимое имущество учреждения" (если срок их полезного использования превышает 12 месяцев);
  • 0 105 36 000 "Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения" (если срок полезного использования товаров не превышает 12 месяцев).

<2> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
<3> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
<4> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.