Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

В семейном праве по соборному уложению допускался развод при

Правовое положение зависимого населения и жителей посадов по Соборному уложению 1649 года

Правовому положению крестьян посвящена в осн. глава XI СУ.

Выделяются 2 разновидности: государевы и частновладельческие. Основания – для владения крестьянами – писцовые книги, крепости, кот. должны дополнять друг друга в случае возникновения к.-л. споров.

Беглые крестьяне: основания для возврата – запись в писцовых книгах. Возвращают с семьей и им-вом.. По возвращении хозяева выдают расписку о получении. Если крестьяне были у другого владельца, то за каждого крестьянина, за год нужно отдать по 10 рублей их владельцу. При разрешении споров о беглых крестьянах большую силу имеют приписные книги, чем крепости. Вышедшие замуж девушки возвращаются владельцу с семьей. Принимая чужих крестьян, помещик д.б. узнать все о них. Если он давал им ссуды, то это не явл. основанием для того, что бы их оставить.

Наем на работу с записью или без нее не явл. осн. для закрепощения. Феодал имел право разлучать родителей и детей. Дети отдаются в собственность как приплод. Твердая цена на крестьян, если не удалось вернуть крестьянина, владельцу выплачивалась компенсация. Подробно говориться о брачно-семейном праве крестьян. Крестьяне могут выступать в суде в качестве свидетеля. За крестьян ищут и отвечают помещики, кроме дел, подвластных разбойничьему приказ. У помещиков – право феодальной юстиции.

В 20гл. представлены все виды холопства: Полное (старинное и докладное), добровольное, кабальное, а также купленные люди.

СУ сохранило прежний обычай включения полных холопов в дух., рядные, данные грамоты наряду со всем остальным им-вом. Беглый полный холоп подлежал сыску и возврату своему владельцу вместе с женой и детьми. СУ не допускало оформления служилой кабалы на чел-ка, связ. к-л формой зав-сти, в т.ч. и полной грамотой. Но СУ не исключ. оформления кабалы на полных холопов и, след-но, переход из одного состава в др. СУ подталкивало процесс отмирания полного холопства, оказывая явное предпочтение кабальному. Главн. черта прав. положения старинного холопа — передача его по наследству, основанием в таком случае служили старин. крепости. Старин. холопоство было наследственно и потомственно. Хол-во распространялось на свободного, вступившего в брак с холопом. СУ устанавливает право наследств. владения докладными холопами по прям. нисходящей линии вплоть до правнуков на основании дух., рядных, данных грамот.

Купленные люди. Права распоряжения ими были широки: их завещали, включая в дух., дарили, оформляя данные, давали в приданое, продавали. Права наследования переходили, даже если купленые люди не были указаны в духовной умершего владельца.

СУ знает только поступление в кабальное холопство. Осн. источник пополнения кабальных холопов составляли незакреп. эл-ты об-ва, не принятые к ни служилому сословию, ни к феод. завис. кр-ву. СУ регламентировало источник пополнения кабальн. холопства по 2 линиям: возраст.(после 15 лет) и соц.(исключались дети боярские, кр-не и бобыли, принятые временно по найму, беглые или собств.). Кабальный холоп зависел от его господина до самой его смерти. Запрещалось вкл. каб холопов в духовные и давать их в приданое. На детей каб холопов распространялся статус их родителей. За умысел убить господина следовало отсечение руки

Посадское население. Во второй половине XVI и в XVII в. продолжа­ется рост городов, ремесла, торговли. Значительно увеличивается чис­ленность посадского населения, которое прикрепляется к посаду.

Растет купечество, которое имело привилегии (освобождение от ряда повинностей). Намечается четкое разделение в городах на купе­чество и «черных» людей. К последним относились ремесленники и мелкие торговцы.

Кроме «черных» слобод в посадах существовали «белые» слобо­ды, дворы, владельцы которых не несли государева тягла, что вызы­вало протесты со стороны «черных» людей. Соборное уложение 1649 г. упразднило «белые» слободы. Свободный мог стать посадником (напр жениться)

Ограничение круга лиц, могущих торговать, во избежание конкуренции. По степени состоятельности посад делился на :лучший, средний и малодший.