В какое БКИ обращаться?
Как только заемщик оформляет кредит или начинает пользоваться кредиткой, все данные о платежах, суммах и сроках отправляются в Бюро кредитных историй. ФКУ сотрудничают с определенными БКИ, поэтому при желании в дальнейшем кредитоваться в ОТП Банке, стоит обратиться в его партнерские конторы. Их две – Эквифакс и НБКИ.
Каждый гражданин РФ имеет право раз в полгода бесплатно запросить свою КИ.
Запрос кредитной истории из Бюро – процедура штатная, а два раза в год – совершенно бесплатная для любого жителя страны. Но за последующие обращения придется заплатить по установленному организацией тарифу. Представляет собой КИ отчет в электронном или бумажном варианте, в котором содержатся сведения о количестве активных кредитов и условиям по ним, наименовании кредиторов, количестве внесенных платежей и допущенных просрочек.
Но прежде чем изучать кредитное досье, его необходимо правильно заказать. Все варианты и подробные инструкции и для Эквифакс, и для НБКИ приведены ниже.
Кредитная история — что это?
Информация обо всех займах, когда-либо оформляемых гражданином, их погашении, имеющихся просрочках, наличии или отсутствия мошеннических действий представляет собой кредитную историю. Все перечисленные сведения о заёмщике хранятся в соответствующих бюро – БКИ.
Кредитную историю принято делить на два вида:
- положительную (когда клиент своевременно возвращает сумму кредита и выплачивает проценты, не имея задолженностей перед банками и МФО);
- отрицательную (при наличии просрочек по ежемесячным платежам, злостных нарушений кредитного договора и т. д.).
Чтобы сформировать положительную кредитную историю, заёмщик должен своевременно погашать кредиты, следуя графику платежей, разработанному менеджером банка. Отрицательная кредитная история также может быть со временем исправлена путём оформления новых займов и возвращения ссуды согласно условиям договора.
Способы заплатить или узнать остаток по кредиту
Для удобства погашения кредитного займа или для проверки остаточной суммы на счету заемщик выбирает наиболее приемлемый для себя. К ним относятся:
- Мобильное приложение, т.е. через специальный пакет, устанавливаемый пользователем на телефонное устройство.
Немного о БКИ
БКИ (Бюро кредитных историй) – коммерческая база данных, состоящая из списка кредитных историй заемщиков, которые брали кредиты в банках-партнерах. Таких баз в России существует несколько десятков, и каждая база сотрудничает только с теми банками, с которыми удалось наладить взаимоотношения. Банки же в свою очередь могут одновременно работать с несколькими БКИ и далеко не всегда они четко передают им новую информацию о заемщике, что мешает сформировать общую картину о конкретном человеке.
Эта ситуация бывает выгодна как банку, так и заемщику. Но в большинстве случаев такая неразбериха не несет ничего положительного для всех участников рынка, кроме посредников и прочих персонажей, наживающихся на прояснении картины.
Все и каждый пытаются взять с вас деньги за получение информации о вашей КИ, ведь неграмотных заемщиков десятки миллионов, с каждого по «копейке», вот и миллионы. Хотя на основании закона ФЗ № 218 «О кредитных историях», каждый заемщик имеет право один раз в год получать бесплатную информацию о состоянии его КИ.
Ваше БКИ обязано один раз в год бесплатно предоставлять вам информации о состоянии вашей кредитной истории. Все остальные запросы в течение года уже оплачиваются по отдельному прейскуранту.
Но системный бардак в банковской сфере создает полную неразбериху, из-за которой непонятно кто хранит данные вашей КИ, как банки их обрабатывают и как они передают их в БКИ. Из-за всего этого в России насчитывается масса бюро кредитных историй, и нет одного единственного, поэтому куча около банковских посредников стремятся наживаться на предоставлении заемщику этой информации.
Даже ваш банк (где вы обслуживаете ваши обязательства) либо может вовсе не предоставлять услугу «запрос о состоянии КИ», либо возьмет за это отдельную плату.
Через какое время приходит ответ от банка
Подав заявку на кредит в ОТП банке, заемщик должен быть готов к тому, что ответ ему придет не моментально. В большом количестве случаев на это может уйти до 15 минут. Максимальный срок, в течение которого банк присылает решение по кредиту, составляет 3 рабочих дня. При этом в расчет не берутся выходные и праздничные дни. Если вы решили купить технику или мебель через ОТП банк в магазине-партнере, то ответ по заявке придет гораздо быстрее – от 5 до 30 минут. Получив отказ – заемщик должен обратиться в другие банки, а получив одобрение – приступить к оформлению договора и получению средств на руки.
Как узнать задолженность по кредиту по номеру договора?
Самый простой способ получить информацию о размере кредитного долга – позвонить в банк.
Телефонный номер главного отделения или филиала банка, выдавшего денежный займ, в обязательном порядке указывается в договоре.
Оператор попросит вас назвать номер договора и паспортные данные. Такой запрос можно отправить и на электронную почту представителей банка.
Существует и третий способ получения актуальной информации о состоянии счета. Речь идет о банкоматах и специальных терминалах, имеющих такие опции как «узнать задолженность по кредиту» и «выписка из счета».