Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Проектирование детских дошкольных учреждений действующие нормы

Что такое СанПиН для детского сада, что регулирует

СанПиН – это свод норм и правил, регулирующих чистоту, осветительное и отопительное оборудование, а также формирование режима работы. При разработке данного документа учтены все требования, а также родительское участие и контроль.

Основная информация, содержащаяся в СанПиН

В настоящее время разработан новый СанПиН, содержащий санитарные нормативы и правила, касающиеся защиты здоровья ребенка при осуществлении процесса воспитания, образования, оздоровления, наблюдательных мероприятий в дошкольных образовательных учреждениях любой формы собственности.

В СанПиН рассматриваются правила, которые должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям. Это относится к ряду ниже представленных факторов, включающих в себя основную информацию:

  1. Условия расположения детских садов.
  2. Оснащение оборудованием и ведение территории.
  3. Содержательные мероприятия помещения, его оборудование.
  4. Источники естественного и искусственного освещения.
  5. Наличие отапливающих и вентиляционных приборов.
  6. Осуществление водоснабжения и наличие канализации.
  7. Ведение питания.
  8. Зачисление детей в подготовительные учреждения.
  9. Требования к физическому воспитанию.
  10. Соблюдение правил личной гигиены работников учреждения.

Помимо вышеперечисленных требований, СанПиН включает в себя предложения по образованию наиболее приемлемой обстановки для ведения воспитательной деятельности, способствующей сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

Помещения дошкольных учреждений должны располагаться на территории жилых дворов, за границей объектов, способствующих возникновению шумов, загрязнения и иных неблагоприятных условий. Вентиляционная система и высота помещения должны соответствовать показателям воздухообмена.

Если возникает подозрение на заболевание ребенка педикулезом, то ему предоставляется выходной. Прием в ДОУ детей осуществляется после предоставления справки об отсутствии болезней. Аспекты осмотра детей вносятся в особый журнал. При заболевании 20% детей в детском саду объявляют десятидневный карантин.

Регулярно составляется график кварцевания спален, групповых помещений. Данную процедуру следует проводить 2 раза в день. Также необходимо осуществлять проветривание всех комнат учреждения.

Прием пищи дети должны осуществлять в групповых помещениях. Доставлять еду необходимо в маркированных контейнерах. Рацион питания должен совпадать с утвержденным меню. Одно из правил организации питания является сохранение витаминов в блюдах с овощами. Чистить мытые овощи следует перед процессом варения, а бросать уже в кипящую воду. Посуда для приема пищи должна быть выполнена из материалов, контактирующих с продуктами питания. В целях формирования разносортного питания дошкольников, родителей консультируют в примерном разнообразии питания их ребенка. Каждый день составляется меню, в котором содержится название блюд и объем порции.

Документация, отвечающая за качественность продуктов, обязана храниться до момента их окончания.

В качестве защиты детей от воздействия солнечных лучей, высокой температуры и сезонных осадков по территории учреждения создают беседки и теневые навесы в детских садах по СанПиНу.

При смене температурного режима от холодного к теплому занятия по физическому развитию проводят на свежем воздухе. Необходимо закаливание ребенка путем организации прогулок, умывания холодной водой, солнечно-воздушные ванны.

Каждый год на игровых площадках меняют песок, который должен соответствовать нормам гигиены по санитарным показателям.

Обязательно создаются помещения, в которых дети смогут вешать свои вещи.

Дошкольные учреждения работают по разному расписанию:

  1. Краткосрочное нахождение – до 5 часов в день.
  2. Укороченный день – 8-10 часов в день.
  3. Целый день – 10,5-12 часов в день.
  4. Удлиненный день — 13-14 часов в день.

А также есть вариант круглосуточного режима.

В зависимости от распорядка дня, включающего в себя прием еды или же дневной сон, существует несколько вариантов посещения дошкольников детских садиков. Рассмотрим их:

  1. Не более 3-4 часов. Без приема еды и сна днем.
  2. Не более 5 часов. Без сна днем, но с приемом еды.
  3. Свыше 5 часов. С дневным сном и приемом еды с разницей во времени около 4 часов.

Строения дошкольных учреждений могут быть в разных форматах: одиночное здание или в виде пристройки к жилым зданиям.

Возможно присоединение дошкольного учреждения с общеобразовательным заведением, например, соединив детский сад со школой.

Начиная с 2 месяцев и заканчивая в 7 лет, любой дошкольник может попасть в детский сад. В зависимости от возраста разрабатывается специальный соответствующей группы режим, который дети смогут соблюдать.

Если образовывается группа численностью до 80 дошкольников, то наилучшим вариантом будет создание двух разновозрастных групп (ясли, дошкольники), а также две группы близкие по возрасту и одна подготовительная.

В зависимости от максимального количества детей устанавливаются группы дошкольников, отраженные в таблице:

Вид группы Возрастная категория Вместительность группы
Ясли От двух месяцев до одного года Максимум 10 человек
От одного года до трех лет Максимум 15 человек
Два возрастных вида: от двух месяцев до трех лет Максимум 8 человек
Дошкольная группа От трех до семи лет Максимум 20 человек. Приемлемый вариант – 15 человек
Три возрастных вида: от трех до семи лет Максимум 10 человек
Два возрастных вида: от трех до семи лет Максимум 20 человек. Приемлемый вариант – 15 человек

Группы компенсирующей направленности формируются исходя из присутствующего дефекта, а также возраста дошкольника:

  • дети с речевыми нарушениями – от 6 до 10 дошкольников;
  • носители фонетико-фонематическим недоразвитием речи возрастной категории старше 3 лет – 12 дошкольников;
  • неслышащие дети – 6 дошкольников;
  • дети со слабым слухом – до 8 дошкольников;
  • слепые дети – 6 дошкольников;
  • дети со слабым зрением – до 10 дошкольников;
  • дети с нарушением опорно-двигательной системы – до 8 дошкольников;
  • дети с психическим недоразвитием – до 10 дошкольников;
  • дети с задержкой интеллектуального развития в легкой форме – до 10 дошкольников;
  • дети с умственным недоразвитием в умеренной, тяжелой форме возрастной категории старше 3 лет – до 8 дошкольников;
  • носители аутизма возрастной категории старше 3 лет – до 5 дошкольников;
  • дети, имеющие несколько дефектов – до 5 дошкольников;
  • дети с ограниченными возможностями здоровья – до 15 дошкольников.

На данный момент существует большое количество действующих санитарных норм и правил, содержащие в себе санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации школы, детсадов, домов-интернатов, лагерей, санаториев, одни из которых:

  • Правила СанПиН 2.4.1.3049-13 формирования условий содержания жилых помещений, разработки режима работы в ДОУ. Предусматривают создание во дворе и в зданиях учреждений дошкольного образования отдельных помещений, вмещающих каждую из детских групп. В дополнение необходимо создавать учебные и игровые аудитории с большим количеством игрушек, помещения для занятия музыкой, работы с педагогом по коррекции речи, а также помещения под пищеблок, медицинский кабинет, содержащий аптечку с необходимыми для оказания первой медицинской помощи медикаментами, а также прачечную.Учитывая количество детей в группе старше полутора лет, помещения комплектуются столами и стульями. В старших и подготовительных группах необходимо применять столы, которые способны менять наклон.

В случае возникновения световых отверстий в помещениях дошкольного учреждения используются солнцезащитные приспособления. Приобретаются шторы либо жалюзи внутреннего, межстекольного и наружного вида.

Контролируют температуру помещений, в которых обычно проводят дети время, используя термометры.

В спальнях и помещениях для каждой группы детей запрещено устанавливать на подоконники цветы в горшках.

Образование детей в садике абсолютно бесплатное за исключением каких-либо развлекательных мероприятий.

Создание правильного процесса питания детям имеет важное значение. Качественно выполненная сервировка позволит пробудить у детишек аппетит, а также научить культуре приема пищи. Представим правила сервирования столов в детском учреждении на завтрак, обед и ужин.

Во время завтрака в середину стола необходимо поставить покрытую хлебницу, выставить блюдце с маслом, а также поставить салфетницу. После располагаются столовые приборы. Вилка располагается по правую сторону, нож и ложка — по левую. В случае отсутствия ножей, ложка и вилка кладется справа. Кружечки для чая располагаются в середине стола, согласно количеству детей. Горячие блюда подают непосредственно перед приемом пищи. Посуда стоит по левую сторону от ребенка.

В обед аналогично завтраку в середину стола необходимо поставить накрытую салфеткой хлебницу с хлебом, выставить тарелку с маслом, а также поставить салфетницу. После располагаются столовые приборы: ложки, вилки и ножи. Вилка располагается по правую сторону, нож и ложка — по левую. В случае отсутствия ножей, ложка и вилка кладется справа. Кружки и тарелки для чая располагаются в центре стола, согласно количеству детей. Овощи, салаты, соусы выкладывают по тарелкам предварительно и ставят на стол. После того как дети сядут за стол, подают горячие жидкие блюда. Вторые блюда едят только после того, как съели горячее.

На ужин в центр стола ставят салфетницу и кружки с тарелками для чая. Для каждого ребенка предназначается отдельная тарелка. Все остальные правила сервировки стола совпадают с сервировкой на завтрак, за исключением подачи масла. На ужин масла не дают.

  • Правила СанПиН 2.4.2.2821-10 формирования условий и осуществления образовательного процесса в учебных заведениях.

Согласно пункту 4.25 каждый этаж частного или государственного дошкольного учреждения должен быть оснащен туалетами для детей с разделяющими кабинами дверьми. Расход хозяйственных приборов составляет: на 20 девочек — один унитаз, на 30 девочек — один умывальник, на 30 мальчиков — один унитаз, писсуар и умывальник. Размер туалетов исчисляется согласно расходу 0,1 м2 на одного дошкольника.

Унитазы обязаны иметь сидения, которые предрасположены к обработке дезинфицирующими и моющими средствами. Уборку проводит уборочный персонал согласно своим должностным инструкциям. Для воспитателей и их помощников отводится отдельный туалет, покупают на 20 человек один унитаз.

  • Правила СП 2.2.2.1327-03, содержащие требования к соблюдению гигиены в осуществлении технологических процессов, спецоборудования и использующий в работе инструментарий.
  • Правила СанПиН 2.2.4.1294-03, содержащие требования к соблюдению гигиены в аэрационном составе воздуха производственных апартаментах.
  • Правила СанПиН 2.1.2.729-99, содержащие требования к использованию полимерных материалов при строительстве объектов. Согласно данному правилу, в учреждениях дошкольного образования необходимо применять известных марок как натуральный линолеум, так и ПВХ.
  • Правила СанПиН 2.4.1.2660-10, содержащие требования к разработке режима работы, а также содержания детских садов. В дошкольном учреждении телевизор можно использовать только в качестве обучающего средства, просматривая учебные фильмы.

Наполняемость детей в группах по новым санитарным правилам исчисляется из расчёта площади не менее 2,5 м2 на ребенка в ясельной группе, а в дошкольной – не менее 2 м2 на ребенка.